Этика и нравственное развитие детей
Современное образование: чему и как учить детей
Часть 1
Большинство родителей редко читают специализированную литературу по воспитанию детей, предпочитая полагаться на интуицию. Пока поведение ребенка соответствует ожиданиям родителей, поводов для беспокойства нет. Однако, если появляются отклонения, родители прибегают к разным методам: советуются с психологами, читают статьи, обсуждают проблемы с близкими.
Ключевым вопросом для родителей и педагогов должно стать: "Кого мы хотим воспитать?" Этот вопрос определяет идеал личности, к которому следует стремиться.
Идеал будущего человека изменялся на протяжении истории. В 1833 году Сергей Семенович Уваров провозгласил триединство "Православие, Самодержавие, Народность". В 1874 году образование стало стремиться к нравственному и интеллектуальному развитию, соответствуя высшим духовным стандартам.
С приходом Революции 1917 года в основу советского воспитания легла идея формирования всесторонне развитой личности, включающей трудолюбие, духовное богатство и нравственность.
В 1991 году новая парадигма определила, что целью воспитания стала подготовка "эффективных менеджеров", "конкурентоспособных лидеров". Таким образом, акцент сместился на успех в карьере, что активно отражается в массовой культуре.
Последние события в 2022 году вновь заставили задуматься о глобальных целях воспитания, заставляя пересмотреть приоритеты.
Проблемы современного образования
Очень часто школы воспринимаются не как место воспитания, а как учреждение, которое оказывает услуги.
Учителя зачастую выступают скорее как обслуживающий персонал, а их авторитет снижается. Это приводит к возникновению проблем с дисциплиной среди учеников.
Единообразие образовательных стандартов, таких как ФГОС и ЕГЭ, унифицируют образовательный процесс, зачастую лишая детей возможности раскрыть свой творческий потенциал.
Большие классы затрудняют индивидуальный подход к каждому ребенку, что снижает общий образовательный уровень.
Учителям приходится больше времени уделять бюрократии и контролю, нежели воспитанию и передаче знаний, в результате чего такие проблемы, как буллинг, остаются без должного внимания.
Изменения в жизни родителей и детей
Избыточное раннее развитие может перегрузить нервную систему ребенка.
Многие родители стремятся развивать своих малышей с самых ранних лет, что приводит к стрессу как для детей, так и для родителей.
Занятость родителей часто не оставляет времени на полноценное общение с детьми, что создает дистанцию между ними.
У детей нынешнего поколения имеется доступ к огромному количеству ресурсов, но их использование зачастую сводится к развлечению.
Как замечает Т.В. Черниговская, чрезмерное использование гаджетов и цифрового контента приводит к упрощению мышления детей.
Живое общение заменяется виртуальным, что затрудняет формирование социальных навыков у детей.
Вследствие этого подросткам становится труднее взаимодействовать друг с другом и решать конфликтные ситуации должным образом.
Кроме того, система нравственных ценностей становится все более размытой, что нередко приводит к путанице в понимании, что есть добро, а что - зло.
Компетенции, которые необходимо развивать
Родители активно интересуются разнообразными аспектами воспитания, важно развивать не только академические знания, но и эмоциональный интеллект, лидерские качества и навыки коммуникативного взаимодействия.
Отражение педагогических мыслей прошлого и настоящего
Как писал Константин Дмитриевич Ушинский, один из основоположников педагогика, знания одного лишь иностранного языка или тригонометрии не превратят человека в нравственного индивида.
Юлия Борисовна Гиппенрейтер, известный психолог, также подчеркивает, что стремление к внешнему успеху отвлекает от формирования нравственного ядра личности.
Важно помнить слова Клаудио Наранхо, известного психолога, о том, что ценности успеха и продуктивности порождают излишнюю конкуренцию, а воспитание должно ориентироваться на более глубинные человеческие ценности.