Этика и нравственное развитие детей

 

Современное образование: чему и как учить детей

Часть 1

Большинство родителей редко читают специализированную литературу по воспитанию детей, предпочитая полагаться на интуицию. Пока поведение ребенка соответствует ожиданиям родителей, поводов для беспокойства нет. Однако, если появляются отклонения, родители прибегают к разным методам: советуются с психологами, читают статьи, обсуждают проблемы с близкими.

Ключевым вопросом для родителей и педагогов должно стать: "Кого мы хотим воспитать?" Этот вопрос определяет идеал личности, к которому следует стремиться.

Идеал будущего человека изменялся на протяжении истории. В 1833 году Сергей Семенович Уваров провозгласил триединство "Православие, Самодержавие, Народность". В 1874 году образование стало стремиться к нравственному и интеллектуальному развитию, соответствуя высшим духовным стандартам.

С приходом Революции 1917 года в основу советского воспитания легла идея формирования всесторонне развитой личности, включающей трудолюбие, духовное богатство и нравственность.

В 1991 году новая парадигма определила, что целью воспитания стала подготовка "эффективных менеджеров", "конкурентоспособных лидеров". Таким образом, акцент сместился на успех в карьере, что активно отражается в массовой культуре.

Последние события в 2022 году вновь заставили задуматься о глобальных целях воспитания, заставляя пересмотреть приоритеты.

Проблемы современного образования

Очень часто школы воспринимаются не как место воспитания, а как учреждение, которое оказывает услуги.

Учителя зачастую выступают скорее как обслуживающий персонал, а их авторитет снижается. Это приводит к возникновению проблем с дисциплиной среди учеников.

Единообразие образовательных стандартов, таких как ФГОС и ЕГЭ, унифицируют образовательный процесс, зачастую лишая детей возможности раскрыть свой творческий потенциал.

Большие классы затрудняют индивидуальный подход к каждому ребенку, что снижает общий образовательный уровень.

Учителям приходится больше времени уделять бюрократии и контролю, нежели воспитанию и передаче знаний, в результате чего такие проблемы, как буллинг, остаются без должного внимания.

Трудности в образовании

Изменения в жизни родителей и детей

Избыточное раннее развитие может перегрузить нервную систему ребенка.

Многие родители стремятся развивать своих малышей с самых ранних лет, что приводит к стрессу как для детей, так и для родителей.

Занятость родителей часто не оставляет времени на полноценное общение с детьми, что создает дистанцию между ними.

У детей нынешнего поколения имеется доступ к огромному количеству ресурсов, но их использование зачастую сводится к развлечению.

Как замечает Т.В. Черниговская, чрезмерное использование гаджетов и цифрового контента приводит к упрощению мышления детей.

Живое общение заменяется виртуальным, что затрудняет формирование социальных навыков у детей.

Вследствие этого подросткам становится труднее взаимодействовать друг с другом и решать конфликтные ситуации должным образом.

Кроме того, система нравственных ценностей становится все более размытой, что нередко приводит к путанице в понимании, что есть добро, а что - зло.

Компетенции, которые необходимо развивать

Родители активно интересуются разнообразными аспектами воспитания, важно развивать не только академические знания, но и эмоциональный интеллект, лидерские качества и навыки коммуникативного взаимодействия.

Отражение педагогических мыслей прошлого и настоящего

Как писал Константин Дмитриевич Ушинский, один из основоположников педагогика, знания одного лишь иностранного языка или тригонометрии не превратят человека в нравственного индивида.

Юлия Борисовна Гиппенрейтер, известный психолог, также подчеркивает, что стремление к внешнему успеху отвлекает от формирования нравственного ядра личности.

Важно помнить слова Клаудио Наранхо, известного психолога, о том, что ценности успеха и продуктивности порождают излишнюю конкуренцию, а воспитание должно ориентироваться на более глубинные человеческие ценности.